Налоговая служба России последнее время предпринимает разнообразные и значительные усилия по борьбе с незаконными финансовыми операциями налогоплательщиков. Одним из часто выявляемых видов таких операций является заключение и совершение сделок с ненадежными контрагентами. В результате таких действий одной из сторон сделки в контролирующие органы не сдается налоговая и бухгалтерская отчетность и, соответственно, не уплачиваются налоги.
По мнению налоговых органов предприятия не проявляют должной осмотрительности в этом процессе. Для исправления этого нарушения налоговой службой приняты несколько нормативных документов и рекомендовано всем хозяйствующим субъектам создавать и пополнять досье на своих контрагентов.
Приказ № ММ-3-06/333 дает описание основных положений, которые характеризуют надежность контрагентов. Высокая ненадежность контрагентов может быть сразу видна, например, по причине того, что одно и то же лицо является единственным учредителем нескольких предприятий, в которых является единственным работником. Ненадежные контрагенты часто зарегистрированы по юридическому адресу несуществующего арендодателя или по адресу, где кроме этого предприятия зарегистрировано еще несколько десятков других. У ненадежного контрагента могут отсутствовать офис, производственные основные средства и транспорт. Такие предприятия часто имеют обширную судебную историю с несколькими неоплаченными требованиями или исполнительными производствами.
Добросовестный налогоплательщик должен самостоятельно получать документы, подтверждающие реальную хозяйственную деятельность предполагаемого контрагента. Для этого используются сведения учреждений статистики с данными бухгалтерской отчетности, претензии и рекламации, публикуемые в открытом доступе в интернете на сайтах сообществ потребителей. Информация о законченных и длящихся арбитражных процессах представлена на сайтах региональных арбитражных судов. Практически каждый банк сегодня предлагает своим клиентам возможность экспресс-проверки контрагента, где цветом показана необходимость повышенного внимания к изучению предполагаемого партнера.
Досье контрагентов на предприятии может быть сформировано и вестись в электронном виде, либо в виде распечатанной информации в папках. Но основным требованием налоговых органов является постоянное пополнение и обновление данных таких досье.