С 01.01.2020 г. вступил в силу закон о введении в РФ электронных трудовых книжек (ЭТК), принятый 16.12.2019 г. С этого момента начинается постепенный ввод в действие электронных книжек, обязательных для всех работодателей.
Под электронной книжкой понимается аналог бумажного документа в цифровом формате, не имеющий физического носителя. Получение сведений, характеризующих трудовую деятельность гражданина при этом осуществляется с помощью Личного кабинета на сайте Госуслуг или ПФ РФ. Кроме того, возможно получение информации путем запроса бумажной выписки у работодателя или в отделении ПФ РФ.
Нередко возникает вопрос об обязательности введения ЭТК. Да, на работодателей возлагается обязанность по передаче в ПФ РФ сведений обо всех сотрудниках с целью сформировать электронную базу данных, связанных с их трудовой деятельностью. Что касается граждан, то для них переход на новую форму ведения трудовых книжек является сугубо добровольным. Они имеют право направить в адрес работодателя обращение с просьбой о ведении трудовой в прежнем бумажном формате.
Данные, содержащиеся в ЭТК
Электронный документ содержит сведения о:
На всех работодателей возлагается обязанность уведомить сотрудников о том, что законодательство претерпело изменения и им необходимо выбрать форму ведения документа о трудовой деятельности и стаже. Обязательство по передаче письменных уведомлений должно быть исполнено не позднее 30.06.2020 г. В случае нахождения сотрудников в длительных отпусках, командировках, декретных отпусках или отпусках в связи с уходом за детьми, допускается направление таких уведомлений посредством почтовой связи.
Образец уведомления о переходе на электронные трудовые книжки
После получения извещения от сотрудников требуется направление в адрес работодателя:
Другие заявления по трудовым книжкам можно скачать здесь.
Гражданин вправе самостоятельно решать вопрос о переходе на ЭТК. Однако, даже если он решит продолжить ведение трудовой на бумаге, на работодателя в любом случае возлагается обязанность по сдаче отчета СЗВ-ТД со всеми сведениями, связанными с кадровыми мероприятиями в отношении сотрудника. Иначе говоря, будет осуществляться одновременное ведение и электронных, и бумажных ТК.
Таким образом, у работодателя есть возможность по изданию приказа о переходе на электронную форму ведения ТК, начиная с января 2020 года. В нем необходима фиксация сведений о сотруднике, который будет уполномочен составлять новый отчет СЗВ-ТД, заниматься уведомлением сотрудников о том, какие появились нововведения, касающиеся трудовых книжек, а также заниматься сбором необходимых заявлений от сотрудников.